Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
Социальная экспертиза Повсеместное увлечение зарубежными стандартами зачастую оказывает «медвежью» услугу нашему обществу. Конечно, необходимо использовать все лучшее из мировых достижений. Однако специалисты знают, что даже неправильно или неадекватно используемые зарубежные термины и определения, существенным образом влияют на процессы сознания человека, сдерживая взаимопонимание людей в рамках реализации инновационных проектов. Таким образом, НИЦ одной из задач ставит перед собой корректное внедрение лучших зарубежных стандартов в области «СМК» - системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9000. О системе добровольной сертификации (органе по аккредитации) В соответствии с принятой странами-членами ВТО Хартией устойчивого развития, организациям следует уделять внимание интегрированному менеджменту. В рамках принятых Директив по промышленной политике ЮНИДО, с целью повышения конкурентоспособности продукции и услуг в странах назначения необходимо уделить внимание их дальнейшему развитию и совершенствованию в следующих сферах: - политика и институциональная системы; - продвижение инвестиций; - передачи технологий; - развития предприятий малого и среднего бизнеса; - технической поддержки в каждом секторе экономики; - промышленной модернизации; - организации экологически чистых производств; - энергетического обеспечения. ЮНИДО отмечает следующие препятствия на пути повышения конкурентоспособности и качества продукции в странах назначения, к которым можно отнести: - недостаточные производственные мощности; - трудности производства продукции в соответствии с требованиями международных стандартов; - сложности в удовлетворении потребностей Потребителей; - местные испытательные лаборатории и органы сертификации официально не признаны и не соответствуют требованиям международных стандартов; - изучение рынка – сложный и дорогостоящий процесс; - таможенные процедуры и механизмы не достаточно гармонизированы. ЮНИДО считает, что с целью гармонизации международного и национального законодательства в области качества и безопасности стран назначения необходимо следующие соответствия требованиям международного и национального рынков: - соответствие стандартов; - соответствие метрологической системы (трассируемость измерений); - соответствие системы сертификации товаров, продукции и услуг (технические условия); - соответствие менеджмента качества (ИСО 9000); - соответствие стандартов окружающей среды (ИСО 14000); - соответствие норм пищевой безопасности (HACCP, ИСО 22000); - соответствие норм охраны труда и безопасности персонала (OHSAS 18000); - соответствие системы социальной ответственности (SA 8000, ИСО 26000); - соответствие норм безопасности продукции (CE marking); - соответствие норм трассируемости продукции - (EC 178/2002-2005); - надежные доказательства соответствия (ИСО 17025). Сегодня Международная Организация по Стандартизации (ИСО) в современных условиях глобализации рынка видит следующие особо важные направления в своей деятельности: - безопасность продовольствия; - безопасность общества; - изменения в окружающей среде и климате; - услуги; - социальная ответственность; - информационные и коммуникационные технологии; - нанатехнологии; - стандарты систем менеджмента. Следует отметить, что реальным барьером в странах назначения в продвижении технологий, продукции в основном является отсутствие информации об организациях, способных обеспечить Потребителя всеми документами соответствия, необходимыми для их реализации в других странах. В связи с этим, создание информационного ресурса (банка данных), управляемого в рамках единой системы аккредитации позволяет решить эту проблему.
Сравнительный анализ достоинств и недостатков разных форматов технического регулирования (на примерах лицензирования и сертификации) Каждая страна вправе применять свои методы и технологии технического регулирования разных видов предпринимательской деятельности. Но при этом необходимо тщательно просчитывать последствия применения этих методов и технологий и потребность в ресурсах, которыми надо уметь управлять. Ниже приведены некоторые данные по преимуществам и недостаткам различных методов технического регулирования качества предпринимательской деятельности. Успех применения таких методов и технологий во многом определяется совершенством рыночных институтов, таких, как судебные и правоустанавливающие органы, административные надзорные и властные органы, финансовый рынок и институты собственности. Все они, безусловно, влияют на методы регулирования предпринимательской деятельности в той или иной стране. В частности, рост числа проверок, которым подвергаются предприниматели в конкретной стране, не приводит к росту их добросовестности в бизнесе и не защищает от недобросовестных действий конкурентов. Более того, в такой стране растет уровень коррупции и действующая система лицензирования становится причиной произвола чиновников, а конкурентоспособность предприятий снижается. Поэтому, в условиях административного давления плохо работают все системы технического регулирования, в том числе и системы сертификации и аккредитации. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что предприниматели в такой стране чаще обращаются к иностранным компаниям, сертифицирующим продукцию и менеджмент предприятия, несмотря на то, что последние представляют собой те же российские организации, но имеющие различные уровни международной аккредитации. Другой причиной таких обращений служит слабая подготовка и компетентность директоров предприятия к работе с мировыми финансовыми рынками и надежда на то, что иностранцы помогут им наладить хорошие отношения с инвесторами и кредиторами. Далее мы оценим те преимущества и недостатки, которыми обладают технологии технического регулирования в каждой стране, которая стремится повысить конкурентоспособность своей экономики.
Одним из основных механизмов аккредитации и сертификации является оценка соответствия, которые также могут успешно применяться и при организации контроля за предпринимательской и профессиональной деятельностью различными регуляторами (государственное регулирование и саморегулирование). Оценка соответствия – это процедура, в результате выполнения которой формируется доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, физическому или юридическому лицу, выполнены. Заданные требования: технические регламенты, международные и национальные стандарты, стандарты и правила СРО, ведомственные требования и правила. Главная цель – установить несоответствие или подтвердить соответствие заданным требованиям и предложить комплекс предупреждающих и корректирующих действий. Предметная область оценки соответствия включает такие виды деятельности, как испытание, контроль и сертификация, а также аккредитация органов по оценке соответствия. Уровни оценки соответствия: Оценка соответствия первым лицом – предполагает проведение процедур соответствия самим предприятием (организацией) путем проведения внутреннего аудита. Оценка соответствия вторым лицом - предполагает проведение процедур соответствия заказчиком и СРО (заинтересованным лицом) – аудит второго лица. Оценка соответствия третьим лицом – предполагает проведение процедур соответствия третьим, незаинтересованным лицом – независимый аудит. В таблице приведены сравнительные качественные характеристики систем контроля, реализуемых в СРО на основе механизмов оценки соответствия или на основе собственных стандартов.
При формировании системы контроля с применением механизмов оценки соответствия применяются требования следующих стандартов: В области аттестации персонала и экспертов – ISO/IEC 17024:2003, ГОСТ Р ИСО 19011-2003, система документов по аккредитации (СДА), стандарты и правила СРО. В области оценки соответствия требованиям регламентам, стандартам, правилам, в том числе СРО - ISO/IEC 17021:2006, ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ISO 9004, 14001, 18001, система документов по аккредитации (СДА), стандарты и правила СРО. В области инспекционного контроля – ISO/IEC 17020: 1998, система документов по аккредитации (СДА), стандарты и правила СРО. В области испытаний - ISO/IEC 17025:2005, система документов по аккредитации (СДА), стандарты и правила СРО. Деятельность в области технического регулирования осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», который предусматривает порядок создания и регистрации систем сертификации в обязательной и добровольной сферах деятельности, порядок разработки и введения в действие технических регламентов и стандартов (международных, национальных, организаций), определяет условия проведения оценки соответствия (или сертификации). При этом область технического регулирования может быть распространена на профессиональную и предпринимательскую деятельность, государственные органы власти, производителей товаров и услуг. Регистрация систем добровольной сертификации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32. Учитывая, что в основе механизмов технического регулирования лежат механизмы оценки соответствия, призванные через авторитетные органы сертификации повышать доверие потребителей, то важно, чтобы сами механизмы оценки были полноценными и мало затратными для организаций и органов власти. С этой целью возможно совмещение в процессе сертификации в рамках одной проверки (аудита) провести оценку соответствия организации или органов власти не только на соответствие требованиям выше перечисленных стандартов, но стандартов отраслевых, профессиональных, федеральным и региональным законодательным актам, что существенно сокращает время, круг проверяющих и затраты проверяемых. В частности в оценку соответствия (аудит) менеджмента могут быть включены оценки связанные не только с качеством менеджмента, экологией или безопасностью труда, но требования к социальной ответственности, защите персональных данных, законодательства против отмывания доходов и финансирования терроризма. В этой связи создание системы добровольной сертификации, обладающей широкой областью аккредитации и широким набором стандартов и механизмов соответствия этим стандартам и законодательным актам, позволит осуществлять аккредитацию органов соответствия, которые могут проводить интегрированные оценки предприятий и органов власти по всем направлениям их деятельности и подтверждать (не подтверждать) их соответствие всем требованиям, предъявляемым как со стороны государства, так и со стороны потребителей и общества в целом. |