Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
Программа «Гуманитарные индустрии» Когда в сегодняшней России говорится об инновационной экономике, чаще всего имеется в виду модернизация технологий в традиционных сферах промышленного и сельскохозяйственного производства. Если при этом и упоминают о культуре, то в основном о ее роли в качестве хранительницы наследия, существующей в особом, отделенном от реальной жизни пространстве. Если рассматривать вопросы культуры через понятие традиции, культура должна обеспечивать не только хранение созданных ранее артефактов, шедевров и других произведений искусства в широком понимании субъективной деятельности человека. В античные времена римляне употребляли слово «культура», означающее совершенствование, улучшение чего-либо, выработка правил поведения, совершенствование языка и т.д. Культура отражает в значительной мере, творческие способности человека, его способность создавать нечто новое. В этом смысле античное слово «культура» может быть синонимом современного слова «инновации». Таким образом, в современном мире культура имеет множественность приложений для развития новых идей социального и экономического развития, основу которых составляют творчество и традиции. Реализация этих идей в развитых зарубежных странах уже начинает оказывать существенное влияние на уклад постиндустриального общества за счет формирования устойчивых мировоззренческих позиций граждан. Представляется актуальным поставить во главу угла Человека как носителя культурных ценностей и знаний, способного производить новые знания. В связи с этим должна измениться и парадигма решения проблем в области культуры. Широкое распространение российских культурных традиций должно быть направлено на формирование сознания российских граждан необходимости эволюционного - постоянного и повсеместного совершенствования уже сделанного. Стало очевидным, что стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития информационного общества - определенной ступени его развития. При этом производство информационных ресурсов, их обработка и хранение, а также организация доступа к ним по каналам связи становятся определяющим фактором в дальнейшем развитии целого ряда государств и обеспечении их процветания. В этом смысле философское понятие «информационное общество» требует переосмысления из-за недооценки роли информации. В 2000 году в журнале «Business Week» впервые было введено в оборот понятие «креативной экономики», а в 2001 году вышла книга Джона Хоукинса «Креативная экономика», возвестившая наступление постинформационной эпохи, для которой информация и знания - это ресурс, а движущей силой и главной ценностью выступает творчество. Общество, которое хочет выжить в глобальной конкурентной борьбе, должно противопоставить негативным детерминантам социума действительно ценностную информацию - качественное и привлекательное содержание. Если информация обладает свойством оказывает существенное влияние на людей, то в цивилизованном мире главнейшей задачей демократического общества должна стать задача формирования побудительных мотивов у множества граждан к творческой активности. Государству не зачем «рулить культурой», но понимать что ему надо, какие задачи перед ним стоят в этой области, зачем вообще нужна культура – необходимо. Иначе за те деньги, которые государство выделяет на решение, казалось бы, нужной и благородной задачи, под «вопли» о борьбе за высокую культуру, честные выборы, настоящую демократию, общечеловеческие ценности и т.д. решаются далеко негосударственные задачи. Если государство финансирует культуру, оно должно стопроцентно знать какой продукт должен получиться, как его можно использовать, с чем он будет конкурировать и какие смыслы задавать. Только государство может обеспечить синтетический результат. Например, государство выделяет средства на производство кинофильма. При этом нужно сразу планировать синтетическое использование полученного результата. Этот кинофильм должен быть готов для использования в разных областях – завоевания собственного рынка, представление страны на мировой арене, для воспитательной работы, например, в воинских частях и т.д. Да, результат может быть не слишком удачным, так как в любом творчестве не всегда все получается, как хочется, но поставленная задача должна охватывать максимально широкий спектр. Цензура в нашем обществе канула в лету. Но означает ли, что под лозунгом свободного демократического искусства так называемые «художники», которые «видят мир по своему», пропагандируют чернуху, вызывая у широких слоев населения, мягко говоря, негативные эмоциональные настроения. Некоммерческое партнёрство «Неправительственный инновационный центр» с 2009 года реализует комплексную программу «Популярная литература - национальный ресурс формирования гражданского мировоззрения в России». В рамках программы осуществляется ряд проектов, в частности: «Популярная литература в школе», «Мультикультурное сотрудничество в сохранении культурного многообразия на европейском континенте», «Лаборатория будущего». За последние 5 лет были проведены: три международных Форума «Популярная литература и современное общество»; две общероссийские викторины для учащихся старших классов средней школы; конференция «Соблюдение авторского права и прав интеллектуальной собственности в сети Интернет»; международный литературный конгресс «Мультикультурное сотрудничество и популярная литература», международная литературная конференция «От фантастики советской к фантастике российской», международный круглый стол «Искусство и народная дипломатия, международный круглый стол «Единое литературное пространство стран СНГ», международный литературный конкурс «И помнит мир спасённый…». Проведенный участниками программы анализ показал, что государством недооценен «культурный ресурс» для модернизации российской экономики. Речь не идет о введении цензуры, а наоборот продвижение национальных программ в сопровождении гуманитарных методов формирования сознания граждан. Иначе получается следующая ситуация: государство реализует национальный проект «Здоровье», затрачивая огромные средства, а на экране телевизора показывают сериал «Интерны» или в новостях про хищения миллионов рублей при покупке томографов. Аналогичная ситуация с национальным проектом «Образование» - не первый год все смотрят «Универ» или про коррупцию в высших учебных заведениях. Можно привести массу других примеров, которые формируют у населения устойчивое представление о стране, в которой мы живем, как о стране «РОЗ» (распил, откат занос). Поэтому с точки зрения социального управления процессом модернизации экономики, следует исходить из того, что их эффективность преобразований может быть обеспечена при использовании гуманитарных методов, которые обеспечиваются общечеловеческими ценностями, такими как порядочность, нравственность, профессионализм, патриотизм и т.д. В современном мире наработан значительный опыт по оказанию влияния на широкие массы людей для побуждения потребительского спроса, а формула «реклама – двигатель прогресса» уходит в небытие. Однако для государственной системы организация той или иной рекламной компании или «пиар» акции является неэффективным методом вовлечения широких слоев общества в созидательные процессы жизнедеятельности. Как отмечают многие специалисты, одна из основных проблем это рассеянные инвестиции, когда немалые средства расходуются на культуру из средств государственного бюджета при отсутствии какой-либо постановки целей и государственной политики. Впервые на III международном Форуме «Популярная литература и современное общество» была сформирована концепция «гуманитарных индустрий», которая могла бы стать системообразующим элементом осуществления государственной политики в различных отраслях экономики. Существует индустрии театральная, кино или телевидения и радиовещания, издательской деятельности (книги, журналы, газеты и т.д.), мультимедийная (игры, презентации, электронные СМИ и т.д.) и другие, которые осуществляют деятельность в зависимости от собственной редакционной политики. Речь идет о выработке и реализации новой смысловой политики в поддержку национальных программ, за счет использования коммутативных связей между отдельными элементами гуманитарных индустрий, например: статья →книга →сценарий →фильм → компьютерная игра →радиопередача →курс лекций → ……, объединенных общим содержанием. При таком подходе не нужна цензура, нужна в основном организационная работа с участием профессионалов в своей области для координации всех процессов. Такой подход позволит повысить гражданскую ответственность представителей науки и культуры перед обществом, с одной стороны, а с другой, постоянное измерение социальных процессов позволят оценивать достижимость целей. «Гуманитарные индустрии» - это не только и не столько создание культурного продукта (книга, теле-, радио- передача, концерт, смыслов, символов, форм социокультурной деятельности и т.п.) сколько организация его потребления, в том числе, трансляция и коммуникация. Гуманитарная составляющая в деятельности производителей культурной продукции проявляется в реализации общественно значимой функции - поддержание единого культурного пространства, обеспечивающего сохранение и развитие жизненных сил человека и общества. Сквозная тема «гуманитарной индустрии» – производство и поддержание социо-культурного пространства, которая позволяет перейти к стратегическому проектированию развития российского общества, конструированию институциональных систем, подготовки социальных технологий по проведению изменений в экономике страны. Гуманитарные индустрии в современном мире используются как инструмент гуманитарных войн. Под гуманитарными войнами мы понимаем целенаправленное использование науки, литературы, искусства для достижения различных внешне- и внутриполитических целей без прямого использования военной силы. В отличие от классических войн гуманитарная война позволяет изменить поведение другого политического субъекта, принудить его отказаться от своей экономической независимости, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию, сырьевые ресурсы без использования военной силы. Гуманитарная война включает в себя: информационную войну; психологическую войну; массированные интервенции театральной, кинематографической, телевизионной, радиовещательной, музыкальной, издательской продукции; использование Интернет-ресурсов; переписывание истории; изменения в национальных языках, за счет внедрения чужеродных элементов, вульгаризации и примитивизации. Опыт НП «НИЦ» позволяет надеяться на положительный результат в области «гуманитарных индустрий», за счет синтеза различных областей производства и поддержания культурного, смыслового пространства гражданского общества. |