Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
16 авг 1999
Бочков С.И. "Информационное общество: поиск социальных детерминант формирования массового, группового и индивидуального сознания" 1. Ведение. Главная особенность современного этапа развития России - стремительное продвижение всего общества по пути построения рыночной экономики, возрастание значимости субъектов Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Происходящие в связи с этим за последние годы в стране структурные преобразования системы государственного управления вызвали необходимость ускорения информационных процессов на всех стадиях принятия наиболее важных решений не только государственными структурами, но и предприятиями и организациями различных форм собственности, а также отдельными гражданами. Все это предопределило информационный взрыв, связанный с компьютеризацией и внедрением новых телекоммуникационных систем с учетом требований, сложившихся в мировой практике. 2. Информация и ее роль в развитии современного общества. 2.1. Определение понятия информация. Прежде, чем приступить к рассмотрению основного вопроса о социальных детерминантах массового, группового и индивидуального сознания информационного общества представляется целесообразным определиться в основных понятиях, таких как "информация", "информатика", "информационные процессы ". Дословный перевод с латинского языка слова Informatio на русский означает разъяснение, изложение, осведомление и как термин обыденного языка относится к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности. Информация означает совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. 2.2. Информация как объект научного исследования. Основные исторические этапы информационной эволюции общества обусловлены появлением различных носителей информации и способов обмена между людьми, а именно: письменность, книгопечатание. В наше время понятие информация ассоциируется с компьютерами, рекламой, издательской деятельностью, телевидением, телекоммуникациями, средствами массовой информации. Считается, что в науку это понятие было введено в 1928 г. Р. Хартли (США) для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи (безотносительно к содержанию этих сведений). Указанные сведения из-за ограниченных возможностей самого человека в фиксации и передачи устной речи, информация преобразуются сначала в форму знакового или языкового сообщения, а затем передатчиком в форму сигнала, удобную для передачи по техническим каналам связи, что предполагает операцию кодирования с последующим декодированием на стороне приемника [1]. Необходимо отметить, что устойчивый интерес к информации, как объекту рассмотрения стал проявляться у специалистов различных областей знаний в начале ХХ века в связи с развитием средств связи. И только начиная с 50-х годов, когда средства связи и обработки информации стали оказывать существенное влияние на производственную сферу [2], это понятие прочно вошло в научный обиход. К 70-м годам развитие вычислительной техники и систем передачи различных сообщений привело к формированию самостоятельной научного направления - информатики. В настоящее время информатика это наука, которая изучает информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизмы воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники [3]. Как фундаментальная наука информатика связана с философией - через учение об информации как общенаучной категории и теорию познания; с математикой - через понятие математической модели, математическую логику и теорию алгоритмов; с лингвистической - через учение о формальном языке и знаковых системах. Она тесно связана с такими науками, как теория информации, кибернетика, системотехника. 2.3. Значение информации в методологии научного познания. Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение природного явления или поведения объекта как процесса обработки информации, а также признания единства законов обработки информации в искусственных, биологических и социальных системах. Необходимо отметить, что понятие информация является одним из центральных понятий современной философии. Среди философов проявляется постоянный интерес к осмыслению феномена информации. Так, в бывшем СССР в 70-80 годах проводилась огромная работа Институтом философии АН СССР. В частности, обсуждая философские проблемы и обобщая опыт исследований в области проблем кибернетики на тот период времени, Н.Т.Абрамова отмечает: "Значительно усилилось внимание к понятию информации. Это не только одно из самых распространенных, но и наиболее дискуссионное понятие современной науки. Весьма существенным вкладом советских исследователей явилась разработка идеи объективности феномена информации; детально исследовалась идея о связи информации и отражения; уделялось внимание анализу специфического различия информации и отражения" [4]. В стремлении дать определение понятию информация ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) толкований того, что собой представляет информация и как она может измеряться количественно, до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т.п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие информация в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Информация в обыденном смысле есть, прежде всего, определенное содержание, однако именно эта содержательная сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной. Споры о природе информации продолжаются до сих пор. Данное понятие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия наряду с веществом и энергией. Разработки в области теории информации содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии "отношение" и "разнообразие" являются сегодня основным вопросом, от решения которого зависит определение природы информационных явлений. Работы таких ученых, как Э.С.Фишер, К.Э.Шеннон, были направлены на количественной анализ сообщений. Однако результаты этих работ не объясняют вопросы качества информации. Интерпретация информации в этих работах носит абстрактно-математический характер. Основная идея заключается в том, что разработанные указанными учеными методы, позволяют определить лишь среднее количество информации, приходящейся на одно сообщение в случае его выбора. Но информации выбора сообщения не есть информация самого сообщения. А. Н. Колмогоровым было показано, что статистическое понятие информации выражает не абсолютное ее количество, а дополнительную информацию, дополнение к имеющемуся у получателя информационному содержанию. Этим был дан толчок, во-первых, разработке тезаурусной модели и, как следствие, семантической и прагматической концепций информации, во-вторых, уточнению взаимосвязи между информацией и разнообразием. Дальнейшие исследования проблемы информации связаны с трудностями, с которыми столкнулись разработчики кибернетических моделей распознания образов, машинного перевода с одного языка на другой, теории игр и принятия решений. Смысловые характеристики естественного языка, образного и понятного мышлению человека, многозначны и континуальны, их представление в виде дискретных множеств с четко и однозначно фиксируемыми различиями между элементами ("буквами", "словами") возможно лишь в ограниченной степени. 2.4. Социально-общественная роль информации. Вместе с тем многочисленные исследования феномена «информация» обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. При этом информация предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних. Опыт информатизации различных организаций показал, что собственно информация, каналы ее распределения, методы и средства хранения и обработки оказывает существенное влияние на организационные структуры общества и эффективность их деятельности [5]. В отечественной философии уже более трех десятилетий существуют два противоречащие друг другу подхода, которые легли в основу концепций атрибутивной и функциональной информации. "Атрибутисты" трактуют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи (Б.Ахлибинский, Л.Баженов, Л.Петрушенко и др.). "Функционалисты", напротив, связывают информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем (В.Вержбицкий, Г.Вдовченко, Н.Жуков и др.) [6]. 3. Информационное общество. 3.1. Информационные ресурсы. В настоящее время уже стало общепринятым считать конец ХХ века - периодом информационных технологий. Это связано, прежде всего, с проникновением информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека. Из области математических проблем теории информации дискуссии переместились в область проблем влияния информации на социально-этическую и политическую сферы общества. Информация превратилась в самостоятельный ресурс, наряду с энергоресурсами и другими природными ресурсами. Так, в России Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" определено, что информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и предприятий различных форм собственности, научных и учебных учреждений, общественных организаций. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, учет, регистрация, накопление, хранение, ведение и представление информации по запросам пользователей. Объективной причиной внимания различных государств к информационным ресурсам являются те значительные преимущества, которые дает государствам и регионам, организациям и физическим лицам развитие информационной инфраструктуры: возможность сжатой во времени переработки больших массивов информации, практически мгновенной организации связи в пределах земного шара для передачи информации, проектирования сложных систем и управления ими и др. 3.2. Новый этап развития цивилизации. Сам термин "информационное общество" был выдвинут в 1969 году советником Агентства экономического планирования профессором Ю.Хаяши (Япония). Одним из первых проблемы "информационного общества" рассмотрел японский ученый Е.Масуда В ряде работ термин "информационное общество" символизирует по существу новую социальную парадигму (Д. Белл, О. Тоффлер), исторически новый и особый тип цивилизации, идущей на смену сельскохозяйственной и индустриальной. Реальные преимущества, в возрастающей степени получаемые государствами и регионами (США, Европа, Япония) с развитыми информационными технологиями и компьютерными сетями, приводят к изменению характера экономических, политических и социальных отношений, семьи, быта, досуга, образа жизни, переворачивают традиционные представления о ценности сельскохозяйственного и индустриального производства. Таким образом, информационное общество - это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному обществу. Кроме того, само постиндустриальное общество может пониматься как первая ступень информационного общества. В этом смысле анализ проблем информационного общества связано с рассмотрением постиндустриального общества как первого в истории информационного общества. 4. Социальные детерминанты массового, группового и индивидуального сознания. 4.1. Смена приоритетов в общественной деятельности. Информационное общество можно понимать как самостоятельную ступень исторического развития цивилизации, следующую за постиндустриальным обществом. Оно характеризуется, прежде всего, производством информации, уровнем информированности населения и развития образования. В "социальных рамках информационного общества" Д. Белла развитие понятия информационное общество выражает переход от постиндустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к доминированию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие "информационное общество" отражает новые аспекты развития постиндустриального общества, является его дополнительной характеристикой. Для исследования возможных путей развития информационного общества в западных социально-философских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Ханта "Постинформационное общество"), т. е. теоретическое рассмотрение проблем информационного общества имеет свое дальнейшее развитие в концепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-информационное общество. Установление подобия системы генетической информации ДНК, генетических структур биосферы и информационных структур социальной организации ноосферы позволило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "виртуальная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Лю-эна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детерминирующей основы информационного общества, на которой прежний рациональный механизм производства информации сменяется вероятностным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "виртуальной реальности" происходит формирование "избыточных" социально-информационных структур информационного общества: в нем избыточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информационных структур, "виртуальная реальность" Бодрийяра становится реальностью информационного общества. В этом плане понятие информационного общества отражает, с одной стороны, способ распространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информатизации и компьютеризации общества. 4.2. Социальные проблемы информационного общества. «Информатизация» всех сфер жизнедеятельности современного человека, с точки зрения ее пессимистически настроенных критиков, сопровождается дегуманизацией, порождает новую и неизвестную предыдущим эпохам виртуальную реальность существования в иллюзорном мире. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что информация оказывает влияние на психическую жизнедеятельность человека. Это влияние связано с проблемами представления знаний, общения, понимания. Уже сегодня проблема компьютеризации обнаруживается в появлении маньяков компьютерных игр, ухода человека от реальных проблем жизненных в "виртуальную реальность" [7]. С социально-психологической точки зрения информатизация разрушает привычные природные ритмы и циклы жизнедеятельности людей; с нравственно-этической - вытесняет ценность и привлекательность живого общения, сопереживания, понимания; с политической - резко усиливает возможности манипулирования массовым и индивидуальным сознанием, влияния "четвертой власти" - ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè, изменяет потенциал властных элит, в том числе посредством перемещения полномочий, и возможностей последних из внутригосударственной сферы в область иерархии межгосударственных отношений. Стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие информационное общество выражает переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального развития. Определенный уровень социальной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать определенные качественные аспекты развития общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития информационного общества - определенной ступени развития общества. 4.3. Тенденции в изменении мировоззрения. В информационном обществе определенным образом происходят изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В этом аспекте понятие информационного общества отражает последовательную смену основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального и постиндустриального общества) и к миру социальной информации - "киберпространство", в котором сейчас работают только программисты-интеллектуалы, становится информационным пространством социально-культурного и, следовательно, социально-экономического развития информационного общества [8]. На этом основано производство информации, являющееся становым хребтом структур информационного общества, в отличие от промышленного производства индустриального общества. Образование и наука определяют уровень производства информации и степень развития информационного общества. Проблемы функционирования структур информационного общества вплотную смыкаются с проблемами искусственного интеллекта (например, нейрокомпьютеры, программы распознавания образов, экспертные системы в различных областях знаний). Понятие интеллектуального и информационного капитала является важным для концепции "информационного общества". Так, например, интеллектуальная собственность Билла Гейтса - руководителя фирмы "Майкрософт" (лидера мирового рынка программного обеспечения для компьютерной индустрии), собственность которого оценивается миллиардами долларов, во многом способствовала созданию нового вида собственности и авторских прав на программную продукцию, формированию международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность. Информационный взаимообмен пронизывает структуру духовной культуры информационного общества, опирающейся уже не столько на классические средства массовой информации "Эры Гуттенберга" в понимании Мак-Лю-эна, сколько на инновационные электронные средства массовой информации. К последним сейчас с полным правом можно отнести «Интернет»: как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему информационных услуг "Интернет" является глобальным средством массовой информации. Только в России в настоящее время насчитывается более 1,5 миллионов пользователей "Интернета". 4.4. Повышение роли информационной безопасности. Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, манипулирующих массами, общественным мнением. С развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей с многомиллионной аудиторией во всех развитых странах, с электронной почтой, различными журналами, конференциями, досками объявлений и т. п. внутри информационной сети «Интернет», аккумулирующих информацию, доступ к ней характеризует возможности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информационная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные средства массовой информации типа Евровидения, Национальная Информационная Инфраструктура (НИИ) США, а также Информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), создаваемая в интересах органов государственной власти Российской Федерации. Таким образом, можно сказать, научно-технический прогресс привел к созданию информационного общества, в котором информация считается одним из главных факторов владения современным миром. В связи с чем противоборство различных государств все более и более переходят в информационную сферу, где вопросы информационной безопасности выходят на первый план наряду с другими вопросами национальной безопасности. Это связано с активной разработкой за рубежом программ "информационной войны". Так, в США только в 1995 г. выделен 1,0 млрд. долларов для разработки концепции и программы “информационной войны”. 4.5. Основные характеристики информационного общества. Эвристически информационный обмен в обществе можно охарактеризовать по следующим признакам: - размах циркуляции - от минимального (непосредственно межличностного) до максимального (глобального); - время циркуляции - минимум однократное, до неопределенного по длительности; - направление движения - горизонтальное (между индивидами или структурами одного социального уровня), либо вертикальное (между индивидами или структурами разных социальных уровней); - эмоциональная окраска информации; - способ производства - может быть персонифицирован (информация, исходящая от индивида как в связи, так и вне связи с его социальной ролью) или безличен (информация, исходящая от группы людей, а также индивида без указания на него); - цель производства - воздействие, согласие, побуждение информирование и т.д. Социальными характеристиками развития информационного общества являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень образования, интеллектуальные возможности общества, прежде всего, в информационном производстве. С социально-исторической точки зрения, негативные проявления информатизации могут быть обозначены как апофеоз рациональности, доведение европейского классического типа рациональности до логически завершенной формы информационного господства в масштабах планеты. В современной типологии исследований информации среди "оптимистов" заметна тенденция разработки на основе теории информации всеобщей метатеории и всеобщего информационного метаязыка для научных и вне научных областей знания. Известный российский исследователь информации И. Юзвишин, разрабатывая новую обобщенную науку — информациологию (1993), предлагает концепции информационного кода человека и Вселенной, информационные подходы к сохранению здоровья и увеличению долголетия, построению нового мирового сообщества и др. Цель будущего видится в создании единого мирового распределенного информационно-сотового сообщества новой информационной цивилизации, а в гносеологическом аспекте - в революционном прорыве посредством информации в трансцендентные миры. 5. Спорные вопросы об информации. На протяжении многих лет проблему соотношения сознания и физического мира было принято считать скорее философской, чем естественнонаучной. Так, например И.Кант утверждал: "Пространство есть только форма нашего созерцания, а не действительный предмет, который можно было бы созерцать внешне" [9]. В конце прошлого века перед всей теоретической физикой стояла проблема соотношения двух видов материи: "грубой" (вещество) и "тонкой" (излучение, эфир). Однако, по мнению некоторых современных исследователей, проблема объединения всех известных взаимодействий в рамках единой концепции не может быть успешно решена без решения психофизической проблемы. Речь идет о таких феноменах, как передача мысли на расстояния (телепатия), передвижение предметов за счет воздействия психической энергии (телекинез), преодоление сил гравитации (левитация), экстросенсорика, ясновидение и т.д. Исследования в этой области всегда оставались в стороне о фундаментальной науки в силу отсутствия возможности формально объяснить те или иные явления. Однако на рубеже нашего века была выдвинута программа сведения физики к геометрии (Клиффорд, Эйнштейн), что позволило сформулировать в рамках теории относительности понятие кривизны пространства-времени и соотнесение его с гравитационным взаимодействием. Между тем, развитие этого понятия было расширено за счет введения в оборот другого геометрического понятия - кручения. В настоящее время усилия многих ученых направлены на реализацию такого подхода в рамках концепции спин - торсионных полей (полей кручения), что дает возможность рассмотреть с единых позиций целый ряд, казалось бы, разнородных проблем, которыми занимается традиционная наука [10]. Наибольший интерес вызывает теория "Физического вакуума", разработанная Г.Шиповым [11]. Основной целью его исследований является попытка объединить представления культур Востока и Запада об окружающем нас мире. В соответствии с предлагаемой Г.Шиповым семантикой психофизических феноменов предлагается семь уровней физической реальности: твердое тело (земля), жидкость (вода), газ (воздух), плазма (огонь), Физический Вакуум (эфир), первичные торсионные поля (поле сознания) и Абсолютное "Ничто" (Божественная монада). Наибольший интерес вызывают последние три уровня и в первую очередь "поле сознания". Отмечается три основных свойства этого поля: - способность переносить информацию без переноса энергии; - передавать информацию со скоростью, превышающую скорость света; - распространяться не только в будущее, но и в прошлое. Вышеуказанное поле несет в себе информацию о всей реальности, оно способно воздействовать на сознание человека и в результате этого воздействия происходит вербализация научного или религиозного знания (явления). Необычные свойства полей кручения, следующие из теоретических соображений и обнаруженные экспериментально, позволяют надеяться, что в рамках спин - торсионных представлений может быть достигнут существенный прогресс в понимании психофизических явлений. Кроме того, использование новых представлений и методов исследований может позволить существенным образом изменить технологии производства компьютеров и волоконно-оптических линий связи уже в недалеком будущем [12]. 6. Выводы. 6.1. «Информатизация» в настоящее время затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека и оказывает существенное влияние на государственное и социальное устройство общества. 6.2. Развитие информационных технологий носит глобальный характер для всего мирового сообщества. При этом производство информационных ресурсов, их обработка и хранение, а также организация доступа к ним по каналам связи становятся определяющим фактором в дальнейшем развитии целого ряда государств и обеспечении их процветания. 6.3. Внедрение новых телекоммуникационных, компьютерных и программных систем приводит к изменению характера массовой культуры, системы образования, связанных повышением общеобразовательного уровня, расширением кругозора, гуманизацией духовной жизни людей. 6.4. Информатизация ведет к изменениям в политической сфере, затрагивая интересы практически каждого человека. Средства массовой информации (телевидение, радиовещание, компьютерные сети и т.д.) предоставляют людям информацию о наиболее значимых событиях на всех уровнях (глобальном, региональном, районном и т.д.) структуры демократического общества, на основании которой каждый человек может свободно принимать решения самостоятельные решения. 6.5. Вместе с тем необходимо отметить и проблемы, возникающие в информационном обществе: обострение борьбы за мировое информационное господство, средства массовой информации способны манипулировать общественным мнением, негативные воздействия на психику отдельных людей. 6.6. Развитие новых теорий, связанных со спин-торсионными полями, может привести к изменению традиционной картины мира и человеческого сознания, значение которых для дальнейшего развития общества в настоящее время трудно прогнозируемы. Л И Т Е Р А Т У Р А: 1. Cовременный философский словарь (под редакцией д.ф.н. профессора В.Е.Кемерова). М.: "ПАНПРИНТ, 1998. 2. С.И.Бочков. "Влияние средств связи и информатики на инфраструктуру организации", Информационно-публицистический сборник ФАПСИ, № 2, 1999. 3. "Математика", БЭС, М:. "Большая российская энциклопедия", 1998. 4. Н.Т.Абрамова, "Философские вопросы кибернетики", Философия, естествознание, современность. М.: Мысль, 1981. 5. Д.Хемптон "Организации будущего", Современное управление, американская ассоциация управления (под редакцией д.э.н Карпухина и д.э.н Б.Мильнера), т.1, М:.Издатцентр, 1997. 6. И.Н.Панарин "Информационно - психологическое обеспечение национальной безопасности России", М:. 1998. 7. "Философия", (учебник под редакцией д.ф.н. В.П.Кохановского). Ростов-на-дону, "Феникс", 1999. 8. "Словарь по кибернетике" (под редакцией академика В.С.Михалевича) - ГРУСЭ им. М.Божана - 1989. 9. И.Кант, "Критика чистого разума", Симферополь, изд. "Реноме", 1998. 10. А.В.Московский, И.В.Мирзалис. "Сознание и физический мир". Сознание и физический мир, выпуск 1, М: "Яхтсмен", 1995. 11. Г.Шипов, "Явления психофизики и теория физического вакуума" Сознание и физический мир, выпуск 1, М: "Яхтсмен", 1995. 12. А.Е.Акимов, В.Н.Бигин "Компьютеры, мозг и вселенная как физическая проблема", Сознание и физический мир, выпуск 1, М.: "Яхтсмен", 1995. © БОЧКОВ Сергей Иванович
|