Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
05 июн 2015
Корнилович Владимир Адамович (Кандидат социологичеких наук,Учебно – исследовательский центр Московской Федерации профсоюзов)
Социальное стратегирование в решении задач долгосрочного развития на глобальном, региональном и локальном уровне. (тезисы доклада) 1. Социально-экономические, политические изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия, являются внешними вызовами для современных государств на всех континентах. Россия не исключение и должна иметь собственный ответ на эти вызовы как программу действий - стратегию социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, концепцию внешней политики и т.п. При этом, достижение реальных социально-значимых результатов глобальной программы «Целей развития тысячелетия», а также стратегий и программ отдельных государств является не решенной научной и практической проблемой, имеющей фундаментальное значение для обеспечения устойчивого развития на глобальном и локальном уровне. На заседаниях Комиссии по социальному развитию в феврале 2015 года Генеральным секретарем Пан Ги Муном, заместителем председателя ЭКОСОС О Джуном, г-ом Х. Самовия, а также представителями миссий государств-участниц ООН были актуализированы проблемы осуществления Целей развития тысячелетия, дистанцирования населения от решений ООН и их реализации на региональном и локальном уровнях. Эти факты послужили основной причиной разработки новой концепции Целей устойчивого развития, которая будет принята в сентябре с.г. 2. Изучение практики стратегического планирования в Российской Федерации и западных стран позволило выделить в жизнедеятельности общества новые социальные явления, которые пока недостаточно изучены. Это «стратегическое управление» и «социальноестратегирование». «Социальное стратегирование» – это социальный феномен, который появляется как ответ на существующие вызовы и проявляется в тенденции совместной деятельности множества социальных субъектов по установлению и достижению личных жизненных планов. Масштаб феномена соотносится с локальными, региональными и глобальными формами социальной целостности (сообщество и общество, мировое сообщество). В первую очередь нас интересовало, как это явление укоренено в жизнедеятельности конкретного общества, как оно влияет на реальный процесс социального развития в глобальном масштабе. 3. Введение нового понятия «социальное стратегирование» в научный оборот и практику управления социальным развитием, вызвано аномальным фактом. Суть его в существующем противоречии. Все решения и действия ООН, национальных правительств по реализации специальных проектов и программ определяются намерением придать новый импульс развитию и обеспечить основу для повышения условий жизни населения, социальной интеграции, искоренению нищеты, полной занятости и достойного труда для всех, гармонизации процессов социального развития на региональном и глобальном уровне вызывают множество спонтанных социальных процессов, которые авторами программ и проектов не предполагались. То есть, в результате целенаправленных действий мы постоянно сталкиваемся с непредвиденными следствиями реализуемых мер и непредсказуемыми социальными процессами в долгосрочной перспективе. 4. Стратегирование, с одной стороны, относится к естественным процессам жизни человека и осуществляется вне зависимости от того, есть ли у государства стратегия или план долгосрочного развития. Стратегема – это элемент присутствия «будущего» в повседневной жизни, интенциональные установки человека или социальной группы, которые определяет активность и направленность их поведения в настоящем.Эти ожидания реализуются в естественных процессах самоорганизации. С другой стороны, разработка и реализация стратегий является высшей функцией государства. Государство посредством стратегий программирует процессы социального развития, исходя из собственного видения, имеющихся ресурсов и способности публичной власти устанавливать правила. То есть создаёт искусственную систему связей и отношений социальных субъектов, не обращая внимания на естественные процессы. Суть концепции социального стратегирования в стратегическом управлении состоит в том, что если стратегии написаны, но не реализованы в реальных социальных процессах, то они не выполняют регулятивной функции и не способны обеспечить поступательное развитие общества. Именно это проявленное противоречие и наблюдается нами на глобальном и национальном уровне, что позволяют нам обратить внимание международного и российского научного сообщества на необходимость поиска нового обоснования, новой формулы управления социальным развитием на глобальном, региональном и локальном уровне. 5. Мы выделяем три вопроса, решение которых позволит продвинуться вперед в обеспечении управляемости и предсказуемости глобальных процессов социального развития. - Какие политические и институциональные договоренности могут способствовать позитивным социальным изменениям и повышению благосостояния населения? - Каковы условия оптимизации взаимодействий государств-участниц ООН и обеспечения участия населения в процессах социального развития? - Как следует организовать планирование и реализацию программ, чтобы ООН наиболее полно выполняла функцию регулирования совместной деятельности по достижению целей социального развития? 6. Описанный нами с позиции социологической науки феномен социального стратегирования даёт возможность представить управление социальными изменениями как формулу: - Переход к представлению социальной реальности как процессов-потоков изменяет и сам подход к управлению социальным развитием. - Упорядочение и обеспечение направленности процессов социального развития отражается в проблеме «управляемости». - Управление сосредоточено на поддержании баланса между социальным порядком и развитием. - Достижение требуемого качества, объема и масштаба глобальных процессов социального развития обеспечивается посредством проектирования (Форсайт) и управления социальными результатами, целенаправленного изменения связей и отношений коллективных социальных субъектов. - Социальный процесс становится объектом проектирования и целенаправленного регулирования. Исходя из данной формулы, выстраивается и алгоритм синхронизации программ и стратегий социального развития на глобальном, региональном и локальном уровне. Корнилович Владимир Адамович
|