11 июл 2013

Трофимчук Григорий Павлович

 (Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития. Москва, Россия)


Тезисы выступления


Такое уникальное место в Москве как Украинский Культурный центр должно ежедневно работать на полную общественную мощность. У меня, как можно заметить, украинская фамилия – однако, я, почему-то, здесь первый раз. Сегодняшний тёплый день, близость Старого Арбата не должны расслаблять, так как у нас, возможно, осталось не так уж много мирных дней. Поэтому каждый день желательно проводить с конкретной, практической пользой для общего дела.

Если говорить о состоянии дел внутри Русского мира, то ситуация в целом тревожная. На чём, в основном, работают участники этого большого общественного движения? На ностальгии по прежним временам, на религиозных посылах, на вечных русских классиках (пушкинские, чеховские вечера и т.д.) и на приоритетном взаимодействии с ветеранами, которых и так ни в чём убеждать не надо, они были, будут и навсегда останутся сторонниками нашей интеграции. Всё это прекрасно, однако такая формальная пропаганда мало влияет на новое поколение русскоязычных людей, выросших за рубежами Российской Федерации. Хотя именно с теми, кто родился после 1991 года, и надо работать в приоритетном порядке.

Видимо, по этим причинам на нормальную работу с соотечественниками вечно нет денег – эта работа не возбуждает никого, ни по эту, ни по ту сторону границ. Причём этих денег становится меньше с каждым годом. Поэтому надо искать иные информационные механизмы, которые захватят все адресные и возрастные группы без всяких денег вообще. Хотя это и очень сложно, но всё-таки возможно.

Такого рода интерес на внешнем периметре России создаётся не с помощью академических подходов, которые в этой сфере абсолютно непригодны и неприменимы. Педагоги и учителя русского языка – и уж тем более чиновники – не должны находиться на «наконечнике» этой условной рабочей пирамиды. На её острие должны находиться особого рода «словесники», особого рода общественно-политические деятели, которые и создадут первичный интерес к России. Причём создадут его не только внутри русскоязычного слоя, что принципиально важно, но и всех остальных народов: молодых латышей, грузин, болгар и др.

Это особого рода искусство по привлечению интереса к России. Чиновники и учителя, к сожалению, его только лишний раз отобьют, так как находимся мы не в школе, а в реальной политической жизни со всеми её проблемами, вызовами и угрозами.

Ни в коем случае не должно проскакивать, как это бывает у некоторых россиян, иронии по поводу украинского языка. Это прекрасный язык, на который Украина – нравится это кому-то или нет – имеет точно такое же право, как и Россия на свой родной русский. При этом украинцы должны понимать, что утрата ими русского языка в принципе, и переход на чужой для украинского менталитета английский, автоматически спровоцирует потерю, в обозримом будущем, и своего родного украинского языка.

Таких, и других аналогичных, методик и близко нет в рабочем наборе педагога. Давить русским языком нельзя, нельзя ломать украинцев «через колено» (и не только в языковой сфере), это может спровоцировать обвал всех отношений вообще. И это только общие, первичные подходы, которые я хотел бы предложить, в отличие от того, что мы видим сейчас.

Мы встречаемся здесь, чтобы не поговорить в очередной раз, а решить проблемы. Поэтому я хочу призвать коллег сосредоточиться не на общих местах, не на традиционных выдержках из учебников истории, а на конкретике. Тем более что и встречаемся мы далеко не каждый день.

Трофимчук Григорий Павлович