05 июн 2015

Клемешов Алексей Станиславович (кандидат исторических наук, доцент МГОУ)

 

Средневековый монах-милитарист о битве Судного Дня и современные международные отношения

(тезисы доклада)


XIII век для Западной и Центральной Европы стал, помимо прочего, временем краха надежд сохранить владения крестоносцев на Ближнем Востоке. К концу этого столетия практически все территории, завоеванные в ходе Крестовых походов и удерживаемые почти двести лет, были потеряны. Два последних Крестовых похода, организованных французским королем Людовиком IX, завершились в высшей степени неудачно. Однако в середине XIII века в Европе еще верили в возможность удержать ближневосточные земли и крепости.

Поэтому после очередного неудачного похода богослов и ученый Роджер Бэкон, член монашеского ордена францисканцев, предложил Людовику IX свои услуги по созданию невиданного оружия, чрезвычайно дорогостоящего, но крайне эффективного. Преломляя и собирая в определенном фокусе лучи света, это устройство, позволяло создавать в точке фокуса, которую можно было совмещать с целью, огромный жар, уничтожающий целые армии, прожигающий доспехи и разрушающий крепостные стены. Не останавливаясь на этом, брат Роджер описывал мощную взрывчатку и подводные суда, крылатые аппараты и отравляющие газы, и много иных средств поражения противника.

Столь неподобающие члену мирного монашеского ордена увлечения Бэкон объяснял необходимостью готовиться к решающей битве воинств Христа и Антихриста, в которой все средства хороши. Свидетельством близости этой битвы для него были, в том числе, завоевания монголов и активизация мусульман на Ближнем Востоке.

Оценивая методы пропагандистской работы в странах Запада в новое и новейшее время, мы видим, что приемы демонизации противника не только не остались в средневековье, но и успешно используются поныне. Наделяемый хроническими чертами «враг с Востока» глядит на нас с карикатур XVIII и плакатов начала XX веков. Империя зла, этакий жуткий Мордор, не имеющий ничего общего с человеческой культурой и цивилизацией, для борьбы с которым все средства хороши. Никакого мирного сосуществования, только борьба на полное истребление противника, «должен остаться только один». Carthago delendum est, Карфаген должен быть разрушен.

Подобная мировоззренческая концепция требует противодействия и противопоставления принципиально иной, позитивной модели мирного сосуществования. Ее элементы есть в советской внешней политике («мы мирные люди, но наш бронепоезд…»), любопытно сравнить и средневековые китайские представления о мироустройстве, где могущественная Поднебесная процветает в окружении других народов.

Клемешов А.С.