12 дек 2016

Буркова  Т. А.

«Патриотизм должен начинаться дома».

«Патриот – тот, кто любит свое отечество,

предан своему народу, готов на жертвы и подвиги

 во имя интересов своей Родины»

(Словарь В.И. Даля)

 

«Патриот – человек одушевленный патриотизмом,

или человек, преданный интересам

какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».

(Словарь С.И. Ожегова)

 

            Патриотизм – от греческого Patris – родина, отечество: любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. А так же преданность Родине, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Любовь к Родине, к своему культурному наследию прививается с детства родительским, детсадовским и школьным воспитанием. К сожалению, современные родители, идя по пути наименьшего сопротивления,  на данный момент предпочитают переложить обязанности по воспитанию ребенка на телевизор, современные гаджеты,  воспитателей в детском саду, учителей в школе. Иными словами всеми силами стараются переложить  бремя воспитания собственных чад на чужие плечи, упуская из виду, что именно семейное воспитание закладывает основу личности. Решая проблему как занять своих отпрысков, родители в лучшем случае ведут их заниматься английским языком, танцами или в какую-нибудь из многочисленных спортивных секций, в худшем - вручают ему планшет, смартфон или усаживают перед телевизором смотреть мультканал. При этом мало кто контролирует, чем именно увлекся ребенок, что именно из мультфильмов он смотрит по ТВ. Такая «занятость» в большинстве своем отрицательно влияет на неокрепшую детскую психику, к тому же привыкнув к динамично меняющемуся видеоряду, ребенку нет нужды развивать свое воображение, как это происходит во время чтения ему детской книжки.

            Любовь к Родине и родной культуре – это состояние души каждого достойного гражданина своей страны. Как и социальные навыки, необходимые для жизни в современном обществе, закладывается она в раннем детстве можно сказать с первого слова, с первого шага. В семье, в школе, детском саду берет начало патриотизм: зарождается чувство любви к своему родному городу, селу, семье, предкам, человечеству в целом. Он вырастает из каких-то мелочей: цветущих яблоневых садов, деловитого жужжания пчел, несущих пыльцу в улей, пения птиц в соседней роще, местной речушки, мерно несущей свои воды, белой ваты облаков в голубой небесной лазури, громко мурчащего кота на родном пороге. Так же любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, сестрам, братьям, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, поселку. Особое значение приобретает развитие интереса и любви к малой Родине, формирование эстетического интереса к окружающей действительности, бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, формирование интереса к русским традициям и промыслам, чувства уважения к другим народам, их традициям. Ведь патриотизм вовсе не исключает интернационализм, уважение к другим народам, к их традициям, культурным ценностям. Даже ярые сторонники глобализации – США – и не подумали отказаться от патриотизма, не критикуют свое историческое прошлое, к тому же стараются не освещать многие факты своей истории, которые  могли бы  помешать патриотическому воспитанию граждан.

В условиях глобализации мирового сообщества, когда происходит постепенное сближение народов, государств, культур особенную остроту приобретает проблема не потерять свои традиции, свою культуру, свои национальные ценности     свою историческую память, без которой нет преемственности поколений. Без преемственности поколений нет истории народа, как нет прошлого без настоящего и настоящего без прошлого. Ведь таким образом можно утратить свою национальную идентичность, растворившись в других народах. Патриотизм немыслим без национальной идентичности ведь он означает любовь к Родине, к своим традициям, обычаям, к своей культуре. Без этого нет истории народа, как нет прошлого без настоящего и настоящего без прошлого. К тому же есть страны, не отказавшихся от свих культурных ценностей в комплексе со своей национальной идентичностью, а так же от своего образа жизни (такие как Индия, Китай, Южная Корея и др.) и добившиеся высокого уровня развития.

Некоторые исследователи отвергают патриотизм, другие защищают. И это не совсем современные тенденции. Например, Лев Николаевич Толстой писал по этому поводу: «Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, - а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами». «В школах они разжигают в детях патриотизм историями, описывая свой народ лучшим из всех народов и всегда правым; во взрослых разжигают это же чувство зрелищами, торжествами, памятниками патриотической лживой прессой; главное же, разжигают патриотизм тем, что совершая всякого рода несправедливости и жестокости против других народов, возбуждают в них вражду к своему народу и потом этой враждой пользуются для возбуждения вражды в своем народе». 

Я не согласна с Львом Николаевичем. Российский патриотизм никогда не был направлен уничтожение другого народа, его культуры и идеалов. В отличие от того же США, Россия никогда не уничтожала другие народы. Сейчас любят ссылаться на российскую колонизацию, забывая, что она не носила насильственный характер. Например, в России широкое распространение получила так называемая «внутренняя колонизация», являвшаяся по сути процессом заселения и освоения малозаселенных и слаборазвитых окраинных земель. Это был процесс расселения народа. О мирных намерениях России свидетельствует стремление ее погасить военные конфликты в Сербии, Ираке, Иране, Афганистане, борьба с терроризмом в Чечне. К тому же нельзя не отметить, что именно благодаря патриотическому воспитанию советских людей была одержана победа над немецким фашизмом.

На международном трибунале в Нюрнберге Герингу, преемнику Гитлера, был задан следующий вопрос: «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление?». На что Геринг ответил: «…мы поступили опрометчиво, потому что, как выяснилось в ходе войны, мы многое не знали, а о многом не могли и подозревать. Главное, мы не знали и не поняли советских русских. Они были и останутся загадкой. Никакая самая хорошая агентура не может раскрыть истинного военного потенциала Советов. Я говорю не о числе самолетов, пушек и танков. Это мы приблизительно знали. Я не говорю о мощи и мобильности промышленности. Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранцев. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона…».

Однако любовь к Родине проявляется не только тогда, когда на пороге рвутся снаряды, а в соседнем доме расположились автоматчики, она проявляется в стремлении человека делать жизнь лучше. Воспитывая своих детей сегодня, мы своими руками строим свое будущее и только от нас зависит, каким вырастет этот маленький человек. Станет ли он с нежностью заботиться о своих родителях в старости или равнодушно оставит доживать свой век в одиночестве, воспринимая постаревших родителей как лишнюю статью затрат в своем бюджете.  

Буркова Т. А.