12 дек 2016

Трофимчук Г.П.

«Гуманитарные индустрии –

важнейшая часть стратегической культуры»

 

Хотел бы высказаться строго по заявленной теме. Гуманитарные индустрии – важнейшая часть так называемой стратегической культуры (понятие это, напомню, американское), носители которой завоевали весь мир. Если оценить влияние современной западной музыки, предметов моды и т.п., независимо от языков, стран и континентов. То есть, спокойно проходя сквозь все барьеры.

Гуманитарные индустрии также – необходимое дополнение к государственной информационной политике. К той самой «кремлёвской пропаганде», которой у нас, на мой взгляд, нет вообще. В противном случае, Россия достигала бы своих целей без всякой необходимости использования более серьёзных, военных, средств. Делая себе сторонников в наиболее агрессивных зарубежных общественно-политических средах. Поэтому я всегда вступаюсь за хорошее слово «пропаганда», которым просто надо уметь пользоваться.

И раз нет точного целевого влияния, результата, – значит, нет у нас и точных методик в сфере тех самых гуманитарных индустрий.

К примеру, есть серьёзный набор российских телеканалов, российских печатных СМИ в странах ближнего зарубежья. Даже после запрещения тех или иных наименований этот пакет остаётся достаточно серьёзным. Но если посмотреть на содержание этих ресурсов (так называемый «контент»), то придётся сделать вывод, что оно не способно формировать интерес к России и позитивное отношение к ней.

В программе нашего форума я заметил словосочетание «Безмерное потребление», с негативным, само собой, оттенком. Но это же самое «обвинение» напрямую относится и к целому ряду российских фигурантов, а не только так называемым представителям Запада, которые нам якобы всё это тут насаждают и нам подбрасывают. Поэтому, хотя бы для начала, надо разобраться со своими, местными сверх-потребителями, чтобы наше мнение больше весило и за пределами России.

И потом, в самом факте и процессе потребления нет ничего предосудительного. К примеру, в Беларуси есть даже такой профессиональный праздник: «День потребителя», связанный с развитием кооперации. Такие проекты надо как раз приветствовать, чтобы у наших граждан появилась, наконец, в нужных количествах та самая пресловутая «колбаса», которую всегда суют нам в лицо. У нас, в конце концов, должны быть, в паре, в пакете – и Дух, и Колбаса. Но на практике почему-то одно всегда оторвано от другого. Ресурсы России позволяют сделать так, чтобы оба ингредиента всегда были в наличии, гармонично дополняя друг друга.

Нам вряд ли нужен один бесконечный голый дух, без полноценного и правильного питания. Тогда эта смесь будет влиять и на весь остальной мир. Россия, по-настоящему, в массе, а не отдельными её членами, ещё и не начинала настоящее потребление, на что наши люди имеют полное и безоговорочное право, после всех бед и войн.

Также в программе моё внимание привлёк пункт об «этнокультурных достижениях». Вот здесь Российской Федерации как раз есть чем гордиться, но мы не пользуемся этим кладом в полной мере, как это должно быть сделано уже давно. В плане взаимодействия между государством и диаспорами, между самими национальными общинами – у нас, безусловно, передовые позиции, пусть даже во многом основанные на старом советском «топливе». Действующие внутри РФ диаспоры не занимаются тем, что регулярно «качают права» власти, как это происходит где-то в Европе и США, а развивают свою культуру, воспитывают всё общество на этих традициях. Вот этим и надо делиться.

Также нам надо бы, наконец, поискать новый литературный бренд на смену всемирно известному Достоевскому, который жил в позапрошлом веке. Для этого наши СМИ должны интриговать мировое сообщество, формировать нужное общественное мнение, – не только предоставляя этому обществу новые интересные тексты, но и увлекательные факты биографий наших новых писателей, способных претендовать на такой статус. Но нашим СМИ пока ещё даже в голову не приходило заниматься выращиванием и подъёмом таких потенциально мощных фигур, безусловных авторитетов. Тем более, делать это хором.

Иначе, получится, как когда-то со Славой Зайцевым, который сам красил в холодных помещениях валенки в яркие цвета, чтобы потом пробиваться на европейские подиумы. Не надо создавать очередных трудностей для наших российских талантов.

Одна из главных технических проблем состоит в том, что наши чиновники, начальники не понимают самых простых и эффективных идей. Им невозможно ничего доказать. Они понимают только графики, диаграммы, таблицы, сброшюрованные в красивые толстые блоки, за которыми нет ни одной живой, творческой мысли. Они не понимают, что настоящие идеи всегда умещаются на половине обычной страницы, но стоят при этом – эшелон золота. И эта отечественная проблема – неустранима. Поэтому на каждом ведомстве, имеющем отношение к тому, о чём мы сегодня здесь говорим, нужно заранее прибить вывеску: денег нет, и не будет уже никогда., и больше сюда не ходите.  Чтобы творческие люди не обивали пороги таких уважаемых, высоких заведений.

Российские средства массовой информации, на которых лежит особая роль по распространению указанных идей, никогда не смогут накрыть собой, своим мнением весь мир, так как занимают ущербную, по сути, позицию. Они настроены на цитирование и обсуждение только того материала и тех новостей, которые, как они это называют, «обсуждает весь мир». Сами они при этом, обладая достаточно серьёзной сетью и базой, почти не пытаются забивать все мировые информационные поры своим «контентом», генерируя то, что выгодно только им. И заставляя всех остальных это цитировать.

Сегодня России как так называемой «стране-агрессору» – от этого внешнего штампа отмыться уже сложно, всё по тем же причинам, о которых здесь было сказано – особенно остро необходим прорыв в сфере гуманитарных индустрий.

Трофимчук Г.П.