05 июн 2015

Зыков Виталий Валерьевич (Кандидат технических наук, член союза писателей России)

 

Литература как забытый инструмент...

 

Когда заходит разговор о литературе, не как о части культуры, а как о некоем средстве воздействия на умы читателей, то сразу же напрашивается термин "инструмент". Термин сухой, в чём-то грубоватый, но вполне имеющий право на жизнь.  Весь вопрос, о каком именно "инструменте" идёт речь.

Кто-то утверждает, что литература — это скальпель, которым писатель вскрывает нарывы общества. Кто-то, гораздо менее экзальтированный, просто скажет, что литература — это способ заглянуть в будущее… Избитые и слишком часто используемые сравнения и аналогии, правда? Настолько избитые, что мы сами перестаём в них верить. А перестав верить — перестаём использовать, оставляя книгам лишь развлекательную функцию. И цена этой ошибки весьма высока…

Сейчас, совсем рядом с нами, с нашим домом, идёт война. Война невозможная, война невероятная, война… братоубийственная. И проходит она на фоне медленно расправляющего стяги фашизма и бандеровщины. Казалось бы, причём здесь книги? Однако связь есть. Именно коллеги-писатели, авторы лёгкого развлекательного чтива, от которого морщит нос интеллигенция, годами били в набат о происходящих на Украине процессах. Годами! Романы, в которых на территории Малороссии начинается гражданская война, в которых часть Российской империи становится плацдармом вторжения западных, так называемых, партнёров, выходили десятками. Их читали, о них писали и говорили, но… воспринимали ли их всерьёз? Определённо нет. Наоборот, обвиняли во всех смертных грехах и требовали запретить.

Помню, на одном из форумов слова попросил критик с Украины и начал клеймить позором писателей, смеющих писать подобное о его стране, и издательствах, выпускающих такие тексты. Кто-то скажет, что он прав, но… время уже всё расставило по своим местам. Инструмент, позволивший заглянуть пусть в неприглядное, но будущее, оказался воспринят только в негативном ключе. А может стоило считать его маркером грядущего кризиса?

В итоге получается, что набившее оскомину сравнение литературы с окном в грядущее, всего лишь речевой оборот. Фигура речи, не более того. Самая известная функция книги не воспринимается и не используется. Что ж, давайте рассмотрим иное применение… Сейчас идут разговоры о литературе, как инструменте воздействия на умы. Имея ввиду, прежде всего умы тех же самых украинцев, охваченных кровавой горячкой. Мол, книги заставляют думать, размышлять (или же формируют в головах настолько яркую картинку, какую не даст ни кино, ни СМИ, ни компьютерные игры), и правильная подача материала заставит читателей иначе смотреть на какие-то вопросы. Что-то в этом, разумеется, есть. Спорить глупо, но что именно ждут от литературы все те, кто не чурается подобных тем?

Эффективности. Сплошь и рядом звучат слова, о том, что надо продвигать своё видение мира, надо вести наступление культуры, бороться с враждебной философией на фронтах музыки, кино и литературы.… И почему-то никто не говорит, что на это потребуются годы! Если не десятилетия. Вспомним ту же Малороссию. Сколько десятков лет пропаганды понадобилось, чтобы русские и представитель иных национальностей начали считать себя сначала "украинцами", а потом и вовсе "великоукрами"? То-то и оно, что немало.

Любители быстрого результата, по отношению к литературе (да и к искусству в целом) относятся так же, как многие относятся к западной и восточной медицине. Западная — это уколы, таблетки, операции; восточная же — массажи, акупунктура, прижигания, травы. И почему-то есть люди, которые считают эти два направления взаимозаменяемыми. Ладно просто считают, они начинают свои воззрения претворять в жизнь. И вот уже тяжело больной, вместо операции ходит "на иголки", вместо "таблеток" пьёт травки, а массажами заменяет уколы. Или наоборот, ещё здоровый, но уже ослабленный человек, вместо щадящих и весьма длительных процедур начинает горстями пить "химию", окончательно калеча свой организм. Итог в обоих случаях закономерен, потому как все средства, все инструменты, надо применять правильно. К месту и вовремя. И забывать об этом нельзя.

Возвращаясь к происходящему на Украине… Как бы мы ни старались, как бы мы ни хотели, но никакая культура не вернёт разум в головы скачущих на бесконечных "майданах". Во всяком случае сразу. К глубочайшему сожалению, сначала нужна гораздо более сильная терапия. Кризис, разруха, скатывание на дно современной цивилизации — этих этапов избежать не удастся. Больной слишком серьёзно болен. И лишь когда в умах наступит некоторое просветление, появятся сомнения, вот тогда нужна будет альтернатива. Наступит время "восточной медицины", и понадобится культурный инструмент.

Жаль только проблему это не закрывает. Потому как термин "культурной экспансии", "влияния на умы" предполагает наличие некоего единого знаменателя, единой идеи, которая продвигается на государственном уровне. Да-да, речь идёт о государственной идеологии. Той самой вещи, ради которой требуется изменять конституцию и которая вызывает неприятие в писательской среде.Как же, кто-то немытыми лапами полезет в сокровенное, в творчество!

Но от этого никуда не деться. Иначе один автор пишет об одном, продвигает одни взгляды, другой — прямо противоположные, а третий вообще ушёл куда-то вбок. О каком инструменте воздействия в такой ситуации может идти речь? Чтобы победить не размахивают кулаками, а целенаправленно бьют. Нужен хотя бы примерный ориентир, направление, куда движемся… И здесь совсем не нужна обязаловка. Не надо никого заставлять писать о том-то и том-то, в таком-то ключе. Нет! Это будет только вредить делу. Достаточно дать тем авторам, которые поддерживают идеи культурной экспансии, возможность поучаствовать в общей работе. Повторюсь, всего лишь дать возможность! И это уже принесёт эффект.

Правда, решение необходимо принимать уже сейчас. Ориентироваться на длительный курс "терапии", не ждать немедленного результата и много, много работать. Потому как литература — действительно очень хороший инструмент, вот только о нём надо не забывать и им надо уметьпользоваться.

 

Зыков Виталий Валерьевич