24 апр 2012

Ларина Елена Ивановна

Преподаватель литературы и русского языка Федерального государственного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 1699 Управления делами Президента Российской Федераций г. Москва почётный работник общего образования, лауреат ряда государственных конкурсов. 

 

Итоги проекта «Популярная литература в школе»

за 2010\2011 учебный год

Уважаемые дамы и господа!

Я уже выступала перед многоуважаемой публикой по этому вопросу год назад. Сегодня могу только добавить то, о чем в прошлом мае говорилось лишь как о вероятности или возможности.

Работа над воплощением пилотной программы «Популярная литература - национальный ресурс формирования общегражданского мировоззрения» продолжалась и в этом учебном году. Прошли три встречи с писателями-фантастами: с Андреем Беляниным, Алексом Кошем и Леонидом Кудрявцевым. Они были включены в годовой план учебной работы.И если в прошлом году встречи имели ознакомительный характер, то в нынешнем году ребята были намного активнее и при подготовке встречи, и непосредственно во время самих круглых столов. Достаточно сказать, что во время беседы с Андреем Беляниным для того, чтобы вместить все книги писателя, принесенные детьми, не хватило нашего достаточно большого переносного стенда, а автографы Андрею пришлось раздавать не менее 10 минут после встречи. Вопросам не было числа, и все они показывали, что учащиеся не только глубоко знают творчество фантаста, но и очень внимательно знакомятся с критикой на его произведения и этапами биографии, а третью книгу «Ааргха» ученики покупали уже не только себе, но и учителям, заинтересовавшимся фантастикой.

Встреча с писателем Алексом Кошем была интересна в первую очередь тем, что это писатель-фантаст новой формации, пишущий о том, что хорошо знает и чем увлекается поколение «некст», т.е. 14-15-летние подростки. И если до встречи ученики знали об этом писателе только то, что было сказано о нем в интернете, то потом он прочно вошел в число любимых их авторов.

Встреча с Леонидом Кудрявцевым открыла совершенно новый мир фантастики – мир подчас абсурдный, непривычный, очень неординарный (если вообще мир фантастики может быть ординарным), но тем интереснее было общение.

Что можно сказать в качестве выводов:

1) ребята увлеклись миром современной русской фантастики, достаточно сказать, что сейчас практически ни один из них не обходится обязательным для прочтения произведением писателя, с которым мы знакомимся;

2) произведения данных авторов прочно занимают теперь превалирующее место среди книг, читаемых детьми (особенно мальчиками). Об этом говорят традиционные читательские конференции, проводимые раз в четверть: если раньше среди тех книг, которые ученики рекомендовали прочитать своим одноклассникам, практически никогда не встречались книги русских фантастов, то сейчас это по крайней мере каждая вторая книга);

3) книги наших современников интересны детям, и пусть это будут книги русских писателей, знающих русскую культуру и стремящиеся её развивать;

4) и ещё одно, пусть и в качестве повода улыбнуться: только что прошли последние звонки в 9 и 11 классах. Так вот, выпускники вручили мне грамоту «За прививание интереса к фантастической литературе». Думаю, что это тоже что-нибудь да значит.

Поэтому я считаю, что данный пилотный проект имеет право на жизнь и может быть рекомендован для изучения в школах как курс внеклассного чтения.

Ларина Елена Ивановна