11 июл 2013

Калиниченко Николай Валерьевич

(Член МГО Союза Писателей России, ответственный за организацию литературного процесса в Инновационном совете при МГО СПР. Москва, Россия)

 

 «Куда мечтателю податься?»


Утраты 2012 – 2013 годов (исчезновение профильных изданий)

Исчезновение основных профильных изданий можно обозначить, как рубежный момент для отечественной фантастики.  И прежде всего для начинающих авторов. У читателей также исчезла возможность получать разносторонний критический материал. Что же осталось? Интернет. И более ничего. Достаточно ли этого? Или  даже так: Хорошо ли это? Ведь если взять опыт зарубежья, то мы можем увидеть, что бумажные издания продолжают публиковаться. Займет ли кто-то пустую нишу в ближайшее время? И каким бы хотелось видеть такой журнал? Чего не хватало ушедшим изданиям для того, чтобы сохраниться на рынке?

Эти вопросы были подняты на семинаре и обсуждались ведущими критиками в области фантастики. Среди прочих присутствовали Евгений Харитонов, Сергей Шикарев, Василий Владимирский.

В ходе дебатов и кратких выступлений была предпринята попытка осмыслить свершившийся факт краха профильных бумажных изданий в России. Евгений Харитонов как один из ведущих редакторов закрытого в 2012 году журнала «Если» рассказал о причинах исчезновения этого старейшего в России ежемесячника фантастики.  Выяснилось, что проблема, прежде всего, заключается в крупных издательствах, которые отказываются открывать подписку для толстых изданий ориентированных на жанровую литературу. Сходная проблема в конечном итоге встала и перед журналом «Полдень ХХI век», который утратил поддержку издательства «Вокруг света» со смертью Бориса Натановича Стругацкого.

Василий Владимирский поделился опытом и проблемами симбиоза глянцевого журнала и толстого литературного издания на примере журнала «Fanтастика».

Была отмечена важная роль интерактивной поддержки изданий, которой уделяли мало внимания в закрытых журналах.

Еще одна проблема, которая вызвала оживленное обсуждение – чрезмерная авторитарность главных редакторов и владельцев изданий в вопросах подбора материалов. Здесь мнения разделились. Однако в конечном итоге собравшиеся пришли к выводу, что один человек, каким бы опытным и квалифицированным он ни был, не в состоянии адекватно формировать пул  поступающих в издание текстов. Для эффективного функционирования необходима группа экспертов.

Высказанные прогнозы оказались на удивление оптимистичными. Было сделано предположение, что в ближайшем будущем пустующая ниша бумажных профильных изданий будет заполнена не одним, а сразу несколькими журналами.

Все присутствующие согласились, что бумажное профильное издание символизирует популярность жанра. Российской фантастике нужен мощный, яркий и конкурентоспособный толстый журнал!

Трансформация направлений фантастики (самобытность вымирает, как явление?)

Сейчас уже очевидно, что устойчивость проектов растет день ото дня, серьезная авторская литература переживает упадок схожий с вымиранием. Осталось понять клиническая это смерть или реальная. В том смысле, что первый случай обратим, а второй уже не требует особо обсуждения. Как говорится «Умерла, так умерла!».

Вторая тема более традиционная, нередко обсуждаемая на конвентах, тем не менее, была с энтузиазмом принята участниками семинара.

Присутствующие на обсуждении авторы Алекс Кош и Виталий Зыков придерживались позиции, которую можно было охарактеризовать как «все идет, как идет и нечего переживать по этому поводу». В качестве примера они приводили ситуацию, возникшую в девяностые годы, когда появились книжные серии по мирам Конана и Секретных материалов. Однако было очевидно, что авторы лукавят. Ведь наряду с коммерческими проектами в то время процветала и самобытная фантастическая проза, которая в данный момент переживает жесточайший кризис в области романистики.

Вопрос о том, кого можно назвать локомотивным автором современной «умной» фантастики, какими стали для советских писателей Стругацкие, Ефремов  и Кир Булычев вызвал среди участников замешательство. Никто так и не смог внятно обозначить лидеров, за которыми могли бы последовать другие писатели.

Обсуждалась также проблема снижающегося качества текстов и возможность сертификации авторов силами независимой редколлегии, набранной из ведущих критиков и экспертов в области фантастической литературы. Предложение вызвало напряженные дебаты, суть которых свелась к тому, что критический ценз, как таковой, существует, но не обладает документальной поддержкой и остается на уровне индивидуальных разрозненных оценок признанных и непризнанных в сообществе специалистов. 




Калиниченко Николай Валерьевич