29 мар 2014

С.И.Бочков

Г.О.Крылов, д.ф-м.н, к.ю.н., профессор


"Проблемы эксклюзивных прав в электронных библиотеках"


Необходимость совершенствования нормативно правовой базы для регулирования библиотечной деятельности отмечалась множеством экспертов и специалистов практически со дня принятия Федерального закона от 29.12.94 № 78-ФЗ  «О библиотечном деле». Среди множества публикаций на тему современных противоречий в этой сфере значимое место занимает статья профессора кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при Государственном университете, с.н.с. сектора информационного права ИГП РАН, к.ю.н., советника юстиции 1-го класса В.Н. Монахова. Он совершенно точно отмечает: «Появление и развитие цифрового формата существования библиотечных ресурсов и оказания библиотечных услуг - явление отнюдь не однолинейное. Оно принесло с собой принципиально новые вызовы, ответы на которые нам еще только предстоит формировать и формулировать. Происходящее на наших глазах взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий, технологий ведения библиотечного дела, работы с научно-технической информацией существенно меняет не просто русла информационных потоков, но и сами алгоритмы, способы отслеживания новой информации, ее отбора, хранения, классификации, индексации и предоставления потребителям доступа к ней» [1].

1. Основные противоречия регулирования отношений в области ведения «электронных библиотек».  

Несомненно, импульсом в развитии электронных информационных ресурсов послужила утвержденная Президентом России в 2008 году «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», которая предусматривает «развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий»[2]. Именно этот документ инициировал процессы оцифровки библиотечных фондов различными библиотеками. Однако возникло противоречие с точки зрения прав собственности и, соответственно, прав доступа к оцифрованным информационным ресурсам. Так, например, на научно-практических конференциях «Электронный век культуры»[3] неоднократно поднимался вопрос о том, что если осуществляется финансирование библиотеки из средств одного региона, то почему пользователи интернета из других регионов должны иметь бесплатный доступ к этим ресурсам. Таким образом, можно констатировать существование регионального неравенства как с точки зрения финансовых затрат на создание и поддержание региональных электронных библиотечных фондов, так и организации доступа к этим фондам.

Другим противоречием, которое не удается разрешить библиотечному сообществу – это сочетание новых форм представления информации в сети интернете с необходимостью защиты прав интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности. Существующие интернет-технологии позволяют достаточно просто скопировать текст, при этом становится не ясным: пользователь сети интернет «прочитал», предоставленный библиотекой экземпляр книги, или получил электронную версию книги в бесплатное пользование. В настоящее время библиотеками практикуется сканирование отдельных страниц книги на платной основе.

2. Технологические аспекты «электронных библиотек».

Представляется, что ответы на эти и другие вопросы лежат в плоскости технической реализации «электронных библиотек». В 1996 году ассоциация американских издателей (AAP- Association of American Publishers) представила проект, названный DOI (Digital Object Identifier), который обеспечивает управление защитой авторских прав при обмене электронной информацией. Основная идея этого проекта заключается в идентификации информационного ресурса для обеспечения возможности пользователю направить запрос к центральной базе данных DOI, который в свою очередь передается издателю, а затем возвращает пользователю полную запись ресурса, включающую как библиографическую информацию, так и сведения о статусе копирайта этого ресурса. Институт системного программирования РАН провел собственные исследования в области методов создания электронных библиотек, используя зарубежный опыт. Однако, данные исследования не закончились практическим результатом, так как задача создания этих библиотек решалась в качестве модельной задачи[4], а разработанный по результатам этих работ при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (гранты №98-07-91120, №01-07-90444 и №04-07-90184) Информационно-интерактивный портал «Российские электронные библиотеки»[5] в настоящее время практически не поддерживаются в актуальном состоянии.

3. Современное состояние «электронных библиотек»

Попытка возобновить работы по созданию «электронных библиотек» была предпринята в январе 2003 года после обращения Российской государственной библиотеки (РГБ) в Минкультуры России с инициативой создания Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Предполагалось, что в библиотеке будет создан централизованный фонд документов, который будет комплектоваться электронными копиями произведений, предоставляемыми другими библиотеками, организациями и частными лицами для их постоянного хранения, обновления и организации доступа к ним. В том же году проект поддержала Российская национальная библиотека (РНБ), а в октябре 2004 года директорами РГБ и РНБ была принята Концепция Национальной электронной библиотеки (НЭБ)[6]. В настоящее время вышеуказанный сетевой ресурс поддерживают более 25 ссылок на региональные библиотеки. Необходимо заметить, что на сайте НЭБ отсутствуют ссылки на какие-либо нормативно-правовые документы, регламентирующие статус этого ресурса. Указано только, что НЭБ - это проект, но проект не может длиться почти 10 лет. Общепринято, что каждый проект имеет основные характерные признаки, в частности: начало и конец, этапность, стоимость, головного исполнителя, заказчика, исполнителя и т.д. (например, в соответствии с ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания).

Неоднократно осуществляемые попытки правового регулирования в сфере «электронных библиотек» так же не нашли своего логического продолжения. Так, в 2006 году рабочей группой под общим руководством Монахова В.Н. (сектор информационного права Института государства и права РАН) были разработаны правовые рекомендации для создателей и владельцев электронных библиотек[7]. В состав группы входили: Антопольский А.Б. (Некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки»); Майстрович Т.В. (Российская государственная библиотека); Невзоров И.В. (юридическая компания "Качкин и Партнеры"); Данилина Е.А. (Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского). Однако, за последние восемь лет документ не корректировался, а какого-либо статуса официального документа в виде регламента, стандарта или ведомственного приказа он не получил.

Необходимо отметить и ведомственную разобщенность в регулирования правоотношений в сфере «электронных библиотек». Казалось бы, плодотворная и инновационная идея РГБ в создании Национальной электронной библиотеки привела к тому что, основным базовым ресурсом в научной области стал информационный ресурс «eLIBRARY.RU»,  который создавался ООО «Научная электронная библиотека»  (НЭБ) по заказу Минобрнауки России для осуществления бесплатного доступа к общедоступным инструментам измерения и анализа публикационной активности ученых и организаций. В настоящее время eLIBRARY.RU является крупнейшей в России электронной библиотекой научных публикаций, обладающей богатыми возможностями поиска и получения информации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Однако статус ее не очень понятен с правовой точки зрения, а именно: ресурс не зарегистрирован в качестве электронного СМИ, не является библиотекой, так как осуществляет свою деятельность вне рамок законодательства о библиотечном деле. Не удалось также найти ссылок на сертификацию программно-технических средства сетевого ресурса ФСТЭК России по защите конфиденциальных данных и наличие соответствующих лицензий у данной организации и т.д.

По аналогии с «НЭБ» eLIBRARY.RU – это все еще «проект» или он закончен? Возникает так же вопрос о собственности: если проект создавался за средства государственного бюджета, то на каком основании информационные ресурсы принадлежат обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «НЭБ» и почему этот информационный ресурс не зарегистрирован в соответствии Правительственным постановлением от 24.10.2011г. № 861. В связи с этим возникает вопрос: «Можно ли доверять этому сетевому ресурсу eLIBRARY.RU?».

Следующим глобальным проектом стал проект «Национальный библиотечный ресурс»  (НБР), который стартовал в 2010 году. Для реализации этого проекта была создана некоммерческая организация с одноименным названием. Основной целью создания НБР является расширение доступа к цифровым фондам российских библиотек с учетом задачи модернизации  национальной библиотечной системы и необходимости урегулирования отношений библиотек с правообладателями оцифрованных произведений.

«Проект НБР  включает следующие основные организационно-технические   компоненты:  

- информационный пул библиотек, располагающих собственными значительными фондами полнотекстовых электронных документов.

- электронный реестр правообладателей, содержащий сведения о правообладателях и произведениях, защищенных авторским правом и включенных в национальный библиотечный оборот.

- сетевой портал НБР, обеспечивающий поиск сведений о документах, содержащихся в электронных фондах библиотек-участниц проекта.

- механизм правовой поддержки проекта. Обеспечивает соблюдение авторских прав при организации доступа к произведениям в электронном виде, а также включает процедуры  присоединения к проекту библиотек и правообладателей»[8].

Констатируя современно состояние «электронного библиотечного дела», можно сказать, что несмотря на проведенную за прошедшие 10-15 лет огромную работу различных министерств и ведомств в российском обществе так и не сложилось целостного представления об «электронных библиотеках». Так, несмотря на прошедшие 3 года с момента создания сетевого ресурса НБР доступ на сайт (по состоянию на март 2014 года) все еще закрыт.

Тревогу по поводу снижения качества научных работ, к которым можно получить доступ из интернета, высказывали ряд ученых при обсуждении этих вопросов на саммите G8 в Лондоне в июле 2013 года.

Профессор  Джефри Боултон FRS (председатель группы, работавшей над докладом Королевского общества «Наука как открытое предприятие» 2012 года) рассказал об опасностях, которыми грозит «информационный потоп», преимуществах открытой информации, юридических ограничениях ее доступности и связанных с этим обязательствах заинтересованных лиц. В частности он сказал: «…Информация предоставляет связующее звено между основными глобальными вызовами и дает возможность вырабатывать политические курсы на основе фактов. Чтобы информация была полезна, мировое исследовательское сообщество должно непременно делать ее доступной для ознакомления, изучения, анализа и повторного использования. В основе научного процесса лежит возможность анализировать результаты экспериментов, строить на них свои выводы или доказывать их ошибочность». 

4. Заключение

Подводя итоги рассмотрения проблем правового регулирования отношений в области создания, эксплуатации и развития национальных информационных ресурсов представляется целесообразным отметить следующее:

1. Разобщенность и слабая координация работ министерств и ведомств в области создания «электронных библиотек» является сдерживающим фактором в реализации «Стратегии информационного общества в Российской Федерации» [2]. 2 июля 2013 года вступили в силу изменения к Федеральному закону от 29.12.94 № 78-ФЗ  «О библиотечном деле», в котором отсутствует понятие «электронной библиотеки», что предполагает снятие Минкультуры России с себя ответственности за дальнейшее развитие как «электронных библиотек», так и соответствующей нормативно-правовой базы. Со всей очевидностью встает вопрос о выборе и возложении на какое-либо министерство (например, Минкомсвязь России) функций регулятора в области создания, внедрения и ведения национальных информационных ресурсов в сети интернет.

2. В качестве положительного примера в области формирования и ведения информационных ресурсов можно привести работы, проводимые ФСО России в части официального опубликования нормативно-правовых документов в сети интернет[9]. Исходя из результатов этих работ следует вывод о необходимости проведения всесторонней экспертизы создаваемых и поддерживаемых информационных ресурсов с учетом современных требований обеспечения информационной безопасности в соответствии с требованиями ФСТЭК и ФСБ России.

3. Как уже отмечалось, существенным сдерживающим фактором в развитии «электронных библиотек» является отсутствие российской нормативной базы – технических регламентов (стандартов) по принципам построения и архитектурным решениям. Разработанный Научно-техническим центром «Информрегистр» и Межгосударственным техническим комитетом МТК 191 межгосударственный стандарт «Электронные издания» (ГОСТ 7.83-2001) является далеко не исчерпывающим документом для ликвидации пробелов, существующих в «электронном библиотечном деле». Разработка стандартов на форматы электронного обмена данными, необходимые для доступа к электронным каталогам библиотек и обмена библиографическими данными, принятие которых сообществом библиотек России должно позволить сформировать национальную информационную инфраструктуру в части доступа к электронным библиотекам и доступа к мировым информационным ресурсам на современных принципах идентификации.

4. Создание, ведение и актуализация «электронных библиотек» является делом достаточно дорогостоящим, чем это представлялось ранее. Российское государство в полной мере осознает и поддерживает развитие электронных библиотек. Однако, в настоящее время отсутствует само понятие реестра «электронных библиотек», что делает невозможным придание им правового статуса.


Библиография:

Гражданский Кодекс. Статья 1270. Исключительное право на произведение

Федерального закона от 29.12.94 № 78-ФЗ  «О библиотечном деле».

Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, раздел IV, п. 7. Опубликовано: 16 февраля 2008 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4591.

В.Н. Монахов. Библиотеки в цифровую эпоху (правовые аспекты) // журнал Высшей школы экономики «Право»  № 3/2010. 

А.Г.Барановский. От электронной книги к электронной библиотеке. Доклад на конференции «Электронный век культуры», 21-23 ноября 2012 года, РГБ, Москва.

Е.Н.Филинов, А.В. Бойченко. Вопросы разработки профилей электронных библиотек. Доклад на второй Всероссийской научной конференции "Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции", 26-28 октября 2000 г. Протвино. Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navDesc&id_res=1299&d=light

Лазарев В.М., Барановский А.Г. Решение задач официального опубликования нормативно-правовых документов в сети Интернет// Правовая информатика, 2013. - № 2.

Сайт. Российские электронные библиотеки Режим доступа:  http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/methodology/profiles/profile_lib

Сайт «Национальная электронная библиотека». Режим доступа: «http://нэб.рф/about

Сайт.  Российская ассоциация электронных библиотек. Режим доступа:  http://www.aselibrary.ru/digital_resources/digital_resources48/digital_resources1867

Сайт АНО «Национальный библиотечный ресурс. Режим доступа: http://www.natlib.ru/index.php/o-proekte.



[1] В.Н. Монахов. Библиотеки в цифровую эпоху (правовые аспекты) // журнал Высшей школы экономики «Право»  № 3/2010. 

[2] Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, раздел IV, п. 7. Опубликовано: 16 февраля 2008 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4591.

[3] Сайт Российской государственной библиотеки. Электронный век культуры. Режим доступа: http://www.elvek.ru/about

[4] Е.Н.Филинов, А.В. Бойченко. Вопросы разработки профилей электронных библиотек. Доклад на второй Всероссийской научной конференции "Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции", 26-28 октября 2000 г. Протвино. Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navDesc&id_res=1299&d=light

[5] Сайт Российские электронные библиотеки Режим доступа:  http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/methodology/profiles/profile_lib

[6] Сайт «Национальная электронная библиотека». Режим доступа: «http://нэб.рф/about

[7] Сайт.  Российская ассоциация электронных библиотек. Режим доступа:  http://www.aselibrary.ru/digital_resources/digital_resources48/digital_resources1867/

[8] Сайт АНО «Национальный библиотечный ресурс. Режим доступа: http://www.natlib.ru/index.php/o-proekte

[9] Лазарев В.М., Барановский А.Г. Решение задач официального опубликования нормативно-правовых документов в сети Интернет// Правовая информатика, 2013. - № 2.

Бочков Сергей Иванович