Электронное сетевое издание "Социальная инноватика"
Свидетельство о регистрации
|
Некоммерческое партнерство
Неправительственный инновационный центр |
|
«Популярная литература – национальный ресурс формирования гражданского мировоззрения в России» 1. Введение Несмотря на постоянно предпринимаемые инициативы государства по созданию общественных институтов современное состояние общества в России характеризуется недостаточной активностью граждан для формирования необратимых демократических процессов в нашей стране, решения насущных вопросов жизни людей на принципах соблюдения баланса интересов различных социальных групп. Это связано, прежде всего, с историческим прошлым России, когда государство брало на себя функции социально-экономического обеспечения жизнедеятельности населения, а также духовного развития, сохранения культурных традиций. Особо необходимо отметить роль государства в формировании мировоззрения людей. До революционного переворота в 17 году прошлого века в царской России доминировало религиозное мировоззрение, заложенное в основу государственной политики еще Борисом Годуновым для реализации принципа «симфонии властей», о котором писал Иоанн Ладожский. Развитие иных мировоззренческих позиций было уделом просвещенных политических элит. 2. Мировоззрение Идеи формирования гражданского мировоззрения были заложены ещё Платоном, который считал одной из важнейших задач воспитание молодежи на мифах, поэзии, музыке и т.д. Мифическое миропонимание, соединяющее в единой реальности космическое и земное, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, стало источником для развития различных сфер мировоззрения – религиозного, художественного, эстетического, научного. В Советском Союзе руководство страны уделяло огромное значение, созданию «новой картины мира», основанной на материализме, выявлению концептуальных идей, идеалов, человеческих ценностей и смыслов для воспитания «нового человека» - строителя коммунизма. Однако, системный кризис СССР времен «холодной войны» привел к крушению коммунистической идеи и, соответственно, деформированию социально-общественных институтов. После смены общественно-экономической формации в начале 90-х гг. прошлого века в отношениях государства и культуры, в частности литературы, произошли коренные изменения. 3. Современное состояние российской литературы 80 лет российские писатели и издатели находились в тепличных условиях патронажа государства. Вся издательская деятельность была четко распланирована и регламентирована, полностью отсутствовала конкурентная среда и необходимость бороться за читательский интерес. С соблюдением идеологический приличий, за редким исключением, литературное сообщество благоденствовало и имело заметно превосходящий средний уровень жизни. В 90-е годы государство ушло из литературы и издательской деятельности. Для писателей и издателей вместе с уходом идеологии и цензуры закончились и тепличные условия гарантированного планового выхода произведений, и пришло время конкурентной борьбы за читательские умы и кошельки. Вместе с завершением эпохи тотального государственного контроля и идеологических заклинаний проявились и негативные факторы. В постсоветском обществе не оказалось действенных механизмов общественного воздействия на стихию книжного рынка. Вместе с исчезновением колхозных пасторалей и фабричных эпопей исчез в массе и положительный персонаж, и «героями нового времени» стали криминальные элементы, представители сексуальных меньшинств, психопаты, проститутки и прочие несимпатичные лица. Произошла и смена авторов. Значительное большинство советских литераторов, за редким исключением, не смогли ничего предложить читателям и издателям, привыкнув за советский период благоденствовать либо воспевая успехи и достижения в строительстве коммунизма, либо пожиная лавры и получая гонорары за завуалированный кукиш в карман Советской власти в своих опусах. Одновременно на постсоветский книжный рынок накатил девятый вал переводной литературы, как и вершин творчества, так и низкопробного североамериканского масскульта и «трэша». Российские и русскоязычные авторы новой градации начали выдавать бледные копии худших образцов западной массовой литературы. Лишь к концу 90-х годов стали проявляться черты именно российской постсоветской литературы. Из советского наследия выжили в основном популярные в массовой читательской среде жанры: приключения, фантастика, детектив, историческая романтика, Сегодня 90% наиболее издаваемых и читаемых на русском языке авторов пришли в издательский бизнес со 2-ой половины 90-х гг. и собственно говоря, именно они реально представляют современную российскую литературу. 4. Влияние литературы на мировоззрение. Приведем несколько цифр по одному из самых популярных жанров литературы – фантастике. В 2008 г на русском языке вышло 1471 новое произведение (роман, повесть, рассказ), не считая переизданий произведений прошлых лет. Это около 700 книг ранее не издававшихся, с суммарным тиражом около 8 млн. экземпляров, плюс около 3 млн. экземпляров переизданий. Это 11 млн. экземпляров одной только отечественной фантастики. В среднем каждая книга по статистике имеет 2,5 читателя. И получается, что 380 российских и русскоязычных авторов, работающих в жанре фантастики, имеют почти 30-ти миллионную читательскую аудиторию. Приведенные выше выкладки подтверждают, что именно популярная литература является сегодня в гражданском обществе формирует сознание многомиллионных масс граждан Российской Федерации. Естественный интерес к теме гражданской активности и ее роли в развитии российского общества, обусловлен событиями последнего времени, кардинально изменившими ситуацию в стране. Свое звучание тема сознательного участия граждан в общественной жизни получила в Послании Федеральному Собранию 2007 года, в котором Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил: «Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, преумножить трудом богатство своей Родины». Становление новых форм участия людей в решении актуальных социальных и других проблем требует совершенствования методов и приемов формирования гражданского мировоззрения и организации общественно-полезной деятельности населения. Анализ ряда произведений, вышедших в последнее десятилетие, показывает, что заметная часть авторов, работающая в популярной литературе, осознает свою гражданскую ответственность перед обществом. Но и существуют серьезные проблемы, сформулированные Председателем Совета РФ Мироновым С.М.: «… прежде чем вырабатывать идеологию, надо определиться с нравственными и моральными ориентирами. Они были во многом утеряны и оболганы за последние 15 лет. Но свято место пусто, как известно не бывает… При отсутствии внятной идеологии, при торжестве бездуховности на месте былых святынь бурно произрастают всевозможные сорняки. На страницах газет, журналов, особенно на телеэкранах торжествует мракобесие… Это следствие бескультурья и отсутствия внешней государственной политики в сфере культуры» (С.М.Миронов «Россия на пути к справедливости», М., 2008, стр. 114). Ситуация последних 20 лет показывает необходимость запуска механизмов общественного заказа и тончайшего государственного регулирования в сфере популярной литературы. «Производство смыслов и образов, интерпретирующих общеевропейские ценности и называющих российские цели, позволили ментально воссоединить, расстроенную было нацию, собранную пока условно административно, на скорую (пусть и сильную) руку. В полемике культур российское сообщение должно быть понятно и внятно, по природе свободно, по существу справедливо. По форме интересно, по тону приемлемо. Нужно утвердить собственные позиции в философском, социо- и политологических дискурсах Запада, а поддержкой искусства (кино и литературы, прежде всего) постепенно вернуть покоряющее обаяние отечественной культуры.». (В. Сурков. Тексты 97-07. М., 2008, стр. 52). В качестве одной из составляющей механизма формирования общественного сознания, наряду со средствами массовой информации, которые служат главным образом для достижения краткосрочных целей и удовлетворения текущих потребностей, является популярная литература, ресурсы которой остаются не востребованными со стороны государства, политических лидеров страны. Популярная литература может способствовать формированию гражданского мировоззрения не на идеологической, а на культурной и просветительской основе, значительно более способствующей объединению российского общества в сложившихся условиях. Не может быть и речи о возврате к старым и не оправдавшим себя методам «партийного» руководства литературой. Никто не имеет права указывать авторам, что писать, и приказывать издателям, что издавать, если они не выходят за рамки Закона. Вместе с тем как общество, так и государство имеют полное право давать свою собственную оценку и авторам и издателям, отмечая и стимулируя разнообразными методами именно тех авторов и тех издателей, которые осознают свою ответственность перед обществом, активно работают на площадке формирования общегражданского мировоззрения и, говоря словами классика, «сеют доброе, разумное и вечное». 5. Роль русского языка в мировой экономике. Есть ещё один важный момент, связанный с популярной литературой. В последние два десятилетия сам русский язык стал объектом ожесточенных и разрушительных действий на практически всем постсоветском пространстве. Заметно сократилось число и тираж изданий, выходящих на русском языке за пределами Российской Федерации, закрываются школы с преподаванием на русском языке, происходят иные враждебные акции в отношении русского языка и его носителей. Прогноз количества владеющих русским языком в странах/ регионах мира в 2004 – 2025 годах/ млн. человек/ по данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН представлен в таблице.
В результате значительного сокращения количества лиц, владеющих русским языком, Россию ожидают не только политические, культурные, но серьёзные экономические потери. В первую очередь пострадают от уменьшения объемов продаж российские издательства, а также СМИ, производители кино и теле – продукции. Очевидно, что представители именно данных видов бизнеса должны в первую очередь внести свой вклад в поддержку общемирового поля русского языка и российской литературы. Более того, распространение российской литературы за рубежом имеет вполне конкретную экономическую направленность и значимость. Поддержание массового интереса зарубежных читателей к России, ее культурным и историческим традициям, несомненно, способствует продвижению российских товаров, услуг и технологий в различных секторах экономики. 6. Инновации. Важнейшим типом мировоззрения является научное мировоззрение. С одной стороны, наука стремится исключить человека, его фантазии, интересы, волю из научной картины мира, с другой, она фиксирует знания об окружающем мире на базе наблюдений, экспериментов, формализованных выводов. В отличие от религии, мифов, искусства наука опирается не на веру и внутреннее чувство человека, а на рационально выводимое знание. Именно через научную картину мира наука соотносится с другими типами мировоззрения, объединяя многообразные формы знания. Конечно, для России в настоящее время является насущной проблема инновационного развития страны, выраженная в необходимости создания конкретных конкурентоспособных продуктов, изделий и систем с использованием последних достижений науки и технологий. Однако, нас в данном случае, с точки зрения литературы, интересует как раз человек, создающий эти системы, социально-общественные и культурные традиции создания перспективных образцов техники и технологий. Роль человека в качестве созидателя, его поведение, сознание и опыт должны стать объектом современной популярной литературы, формирование и поддержание культурных и исторических традиций созидательных процессов российского общества. Руководитель программы В.Ю.Иванов |